9 мая я ничего не писала, так как писать вообще не хотелось. А сегодня Радоница. Поэтому совмещу небольшим рассказом про военное время своих родственников, которых уже нет. ( вчера День Победы, сегодня поминальный день).
Прабабушек и прадедов, которые воевали, я, к своему сожалению, никогда не видела. Они умерли задолго до моего рождения. Бабушка по отцу была подростком, она даже накинула два года к своему рождению, но на фронт ее не взяли. Трудилась на заводах. Бабушка по маминой стороне была ребенком, она 36 года рождения. У его отца была бронь и он уехал на Урал со своей семьей помогать там. Так же он взял с собой три семьи своих друзей и пообещал им ( друзья пошли на фронт), что он будет заботиться о них, как о своих собственных. Свое слово сдержал, никто не умер с голоду и после войны вернулись все живые. К сожалению, не все друзья вернулись с фронта, он помогал этим семьям всю свою жизнь. С прадедом я тоже не познакомилась, он умер, когда моя мама была ребенком.
Дедушка по маминой линии родом из Белоруссии, деревня Лоси. Кроме деда еще было трое детей. Немцы быстро добрались до них. Дедушка и его сестренка были самыми младшими ( 37 и 39 годов рождения) У него было также двое старших братьев. На момент, когда к ним пришли немцы старшим было 11 и 13 лет. Из рассказов дедушки Миши, которому было 11:
Их вывели всех и стали отбирать детей у женщин. Моя прабабушка спрятала под подолом платья двоих детей- Сашу ( мой дед) и Валю. Они были маленькие. Старших забрали немцы. Люди не знали, куда и зачем забрали их детей. Прабабушка еще долгие недели ходила вокруг и искала тела своих детей, так как думала, что их расстреляли. А их, двух мальчиков, Мишу и Андрея, повезли в Германию. Как рассказывал дедушка Миша, когда отряды детей расформировывали , они крепко цеплялись друг за друга, кричали и не давали себя разнять. Можно сказать, им повезло, всю войну они прошли вместе, трудясь в Германии на хлебопекарни, в концлагеря не попали. Кстати, они говорили, что обращались с ними неплохо. Только немецкие дети их били, унижали, издевались. Взрослые хозяева этой пекарни не позволяли жестокости. После победы, они были освобождены. Немецкие хозяева даже снабдили их вещами , каждому в дорогу дали полный чемодан вещей. Но пока добирались до дома, все вещи были разворованы нашими соотечественниками. Вернулись они в носочках, шортиках и футболочках. Прабабушка занималась грядками на огородах, и ей стало чуть ли не плохо, когда она увидела своих старших здоровыми и живыми. Она уже их в мыслях похоронила…
Не один из них не любил говорить о войне. Мой дедушка помнит лишь то, что у них в доме квартировались немцы, а он со своей сестрой подворовывал у немцев провизию. Дедушка Миша лишь незадолго до своей смерти рассказал, как оно было там…И слезы на глазах стояли у него…
Представить трудно, насколько трудная жизнь была у наших дедов- прадедов. Мы счастливые, что не познали всех этих ужасов войны и очень надеюсь, что мой ребенок и будущие внуки будут жить в мире.
Journal information